Павел Paltus Житнюк ([info]paltus_lj) wrote,
@ 2009-07-16 17:34:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Страсти по Кириллу и Мефодию
Даниил Дугаев написал отличный текст на тему, которая меня волнует много лет.

Вся эта суета вокруг клавиатур — лишний намек на самый страшный вопрос для русского филолога. Друзья! Давайте уже наконец перейдем на латиницу. Во-первых, мы разом избавимся от проблем, связанных с русификацией. Во-вторых, получим доступ к сотням тысяч шрифтов. В-третьих, избавимся от уродливых букв Щ, Ж, Ю, Ф и особенно Ъ, при виде которой мне всегда необъяснимым образом хочется икнуть.

Кирилл с Мефодием подложили огромную свинью русской цивилизации. Когда изобрели компьютеры, свинья совсем выросла и начала мерзко хрюкать.

Сколько сил и времени потрачено на борьбу с кодировками, переключениями клавиатуры, создание программ для переключения клавиатуры! Страшно подумать. 2009 год на дворе, скоро наступит вообще всеобщая чипизация, а до сих пор иногда в какой- нибудь софтине выскочит "??????????? ????? ?????....". И конца-края не видать.

В принципе, перейти на латиницу не так и сложно - привыкнуть можно довольно быстро. Вон чехи, поляки и прочие славяне пользуются и не жужжат. Турки опять же - взяли и всей страной перешли. Да и реформа русской орфографии в 18 году - тоже, небось, многие возмущались. Повозмущались и перестали.

Опять же иностранцам в России будет легче: все надписи с понятными буквами. Я вот не знаю, как человеку, не знающему кириллический алфавит, ориентироваться в России. Все равно, что нам в Китае.

Мне будут говорить про "русский мир" и все такое. Типа "надо расширять свое цивилизационное пространство, а не поддаваться чужому". Ерунда. Какими значками писать символы своего языка - разницы нет. У нас вон с 10 века византийское цивилизационное пространство было - и что, мы же не используем греческий алфавит?

А латиницу использует черт знает сколько народов и языков - и никто не обламывается. Потому что так удобнее. Удобнее использовать одинаковые стандарты. Языки, поскольку явление древнее, общим стандартам подчиняются с трудом. Но никуда, в исторической перспективе, не денутся. Как заставили весь мир говорить по-английски, так постепенно и перейдем на самый удобный алфавит. А удобнее латиницы ничего пока не придумали.


(41 comments) - (Post a new comment)


[info]panikowsky
2009-07-16 01:48 pm UTC (link)
Absoljutno s Vami soglasen. No chto zhe delatj s ogromnoj massoj uzhe napechatannyh knig??? Vedj nashi vnuki ih ne smogut chitatj, v masse svoej.

(Reply to this) (Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-16 01:56 pm UTC (link)
Pereizdat' pridets'a. K tomu zhe ja dumaju chto dlja nositelei ustnogo jazyka ne sostavit truda znat' kirillitsu i ponimat' napisannoe na nej.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]maksimo
2009-07-20 09:03 am UTC (link)
Совершенно с Вами согласен.

Заодно надо заставить всяких идиотов до сих пор пишущих непонятные неанглийские буквовки привести свои языки к нормаьным символам!

Köln (på fransk og engelsk Cologne), Tysklands fjerdestørste by, ligger på begge sider af floden Rhinen ..

А то пишут, понимаешь, всяки буковки странные: ö ø å ĉ ŝ ŭ и другой ужос...
К yjun. всяких немцев, францзов, чехов, датчат, финов, турков и т.д.
Чтобы им не писать как нормальным американцам на чистом и незамутнёном qwerty.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-20 09:19 am UTC (link)
конечно, убрать всю эту гадость из латинского алфавита!
Я повторяю еще раз - не английские буковки. а ЛАТИНСКИЕ.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]maksimo
2009-07-20 11:07 am UTC (link)
Нее... какие ещё латинские?
Кому оно надо?
Английские!
Во имя победы мирового разума над дикостью.
Пора уж приникнуть всем миром открыто к источнику мудрости, денег и человечности.

(Reply to this) (Parent)


[info]mr_quietest
2009-07-16 01:51 pm UTC (link)
Автор бредит
Ему напрочь не знакомо слово "Юникод"

(Reply to this) (Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-16 01:57 pm UTC (link)
Мне очень хорошо знакомо слово Юникод. От проблем оно не избавляет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mr_quietest
2009-07-16 02:00 pm UTC (link)
От проблем со шрифтами?
Избавляет
И вообще - проблема высосана из пальца :)

(Reply to this) (Parent)


[info]arey
2009-07-17 06:43 am UTC (link)
Избавляет. Даже китайцев.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-17 06:54 am UTC (link)
угу. у меня одно время была необходимость пользоваться MS Outlook Web - это аутлуковкий почтовый вебинтерфейс. Так вот MS IE в WM на КПК выводил все кириллические символы - письма, названия папок и т.д. - вопросами. Почтой пользоваться было не возможно. Это было в прошлом году. Где тут "старый софт"? Два продукта одной немаленькой конторы - причем свежих продукта. И такая вот херня. Где юникод?
Решить проблему, кстати, не удалось никак.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]arey
2009-07-17 06:59 am UTC (link)
Это же MS - значит не везде использовался UTF-8. А вот при позавчерашней миграции с одной системы следующей стандартам на другую - я ни разу не увидел ?????????.???

(Reply to this) (Parent)


[info]volodymir_k
2009-07-16 01:51 pm UTC (link)
Ещё один нытик. Предмет не знает ("чехи не жужжат"), ноет без особых причин. Пусть изучит состояние вопроса для CN/JP/KO, middle east & India. Или вон армяне не жужжат.

(Reply to this) (Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-16 01:57 pm UTC (link)
Ну и чего хорошего-то в иероглифах?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mr_quietest
2009-07-16 02:01 pm UTC (link)
А что плохого?
Или запись китайской фразы на латинице облегчит вам жизнь при незнании самого китайского языка?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-16 02:33 pm UTC (link)
Когда я приезжаю в любую европейскую страну, я прочту и пойму практически любую надпись. Особенно если это топографическое название, которое нужно путешественнику.
В Китае, как вы понимаете, я не пойму ни слова.

(Reply to this) (Parent)


[info]volodymir_k
2009-07-17 11:48 am UTC (link)
В сохранении культурного единства региона, и в доступе к наработанному культурному наследию. Хороший пример с Вьетнамом -- отказались, и теперь это страна "без истории". Для некоторых стран отказ подходит, для некоторых нет.

А что не хотите армян с грузинами критиковать? Ведь дрянь алфавиты, читать невозможно. Да и у чехов с поляками ЕСТЬ проблемы.

(Reply to this) (Parent)


[info]karaulov
2009-07-16 01:53 pm UTC (link)
В качестве наброса это баян.
Серьезного разговора тема не заслуживает.

(Reply to this) (Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-16 01:58 pm UTC (link)
Я на перспективу развиваю. Футурология.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]karaulov
2009-07-16 02:46 pm UTC (link)
Вам никто не мешает перевести на латиницу свой ЖЖ.
И умиротворенно наблюдать за падением числа френдов.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-16 02:49 pm UTC (link)
Это понятно - такие проекты должны быть глобальными, комплексными. Нацпроект!
Надо кстати предложить наверх - это же сколько бабла попилить можно %-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]karaulov
2009-07-16 03:09 pm UTC (link)
Проснулись!
Уже пилить нечего.

(Reply to this) (Parent)


[info]iskatel
2009-07-16 02:06 pm UTC (link)
Может, проще наконец добить древний софт и научить его unicode ?

(Reply to this) (Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-16 02:33 pm UTC (link)
бесполезно - кракозябры вылезают даже в новом софте.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]volodymir_k
2009-07-17 11:50 am UTC (link)
Технически утверждение просто неграмотное.

В новом софте проблемы оттого, что приходится использовать старый софт, который сломан. В полностью Юникод системах проблемы НЕ МОГУТ возникнуть.

(Reply to this) (Parent)


[info]vera_z
2009-07-16 02:11 pm UTC (link)
26 букв слишком мало для русского языка, латиницы даже для европейских языков не хватает, придется договариваться, как и в прочих языках, о различении ch, th, ph, c/ch и тыды.
а К. и М. изобрели гениальный алфавит.

(Reply to this) (Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-16 02:35 pm UTC (link)
проблему малого числа букв решает диакритика.
я не спорю про гениальный алфавит - но они как минимум не знали про компьютеры. меня проблема кодировок и клавиатуры раздражает уже много лет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ckotinko
2009-07-16 05:04 pm UTC (link)
это проблема клавиатуры как клавишно-ударного инструмента. большой тачскрин с датчиками нажатия(не емкостный т.е. а просто пластинка на микропружинках)-и можно будет рисовать и писать рукой. а можно и прям экран подставить туда.

(Reply to this) (Parent)


[info]vera_z
2009-07-16 05:57 pm UTC (link)
Диакритика, откровенно говоря, еще хуже. На старом компьютере (не знаю, как на новом, еще ничгео такого не печатала) она через некоторое время пропадала, и такое не только у меня. Представляете, восстанавливать аксанты в библиограф. списке?
Нет, легче приспособить компьютера. И я давно, кстати, и не сталкивалась с кодиросками, а раньше было, да.

(Reply to this) (Parent)


[info]barmin_yuri
2009-07-16 02:39 pm UTC (link)
Русофобия проявляет себя по-разному, в т.ч. и так. Можно порекомендовать забыть русский язык и вместо него говорить на английском, как это делает все цивилизованное человечество. Переход на английский язык откроет доступ миллионам образчикам западной культуры, то этих пор закрытых для убогих приверженцев упаднической кириллицы. Приятно и удобно, когда тебя имеют, а ты лежишь и счастливо подмахиваешь. Рабская психология это отстаивать свое или искать своему замену? Слабо перевести весь мир на кириллицу и использовать самую удобную в мире азбуку? Ничего удобнее кириллицы пока не придумали.

(Reply to this) (Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-16 02:42 pm UTC (link)
"русофобия" "рабская психология".
я так и думал, да.
никто не говорит про английский язык. говорят про латинский алфавит. разные вещи абсолютно.
думать о переводе мира на кириллицу надо было раньше - когда компьютеры изобретали. сейчас поздняк метаться. слишком много программного кода, языков, стандартов и протоколов используют латиницу. опоздали.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

То есть слабо
[info]barmin_yuri
2009-07-16 02:50 pm UTC (link)
-

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: То есть слабо
[info]paltus_lj
2009-07-16 02:51 pm UTC (link)
конечно слабо.
надо искать реальные варианты развития, удобные и эргономичные.
перевод мира на кириллицу неэргономичен.

(Reply to this) (Parent)


[info]p_a_s_h_a
2009-07-16 03:07 pm UTC (link)
Ничего-ничего! Скоро все на иероглифы перейдем! Вот это вообще будет отлично! Иероглиф - это целое слово! И два человека, разговаривающих на разных языках, могут написать друг другу записку :)

(Reply to this)


[info]nevinodel
2009-07-17 05:57 am UTC (link)
А я все равно не понял. В моем XP 125 языков ввода и дофига из них на латинице. У дочки на копьютере активно используется русская, английская (США), испанская и немецкая. Три из них на латинице и все разные. Там у них буквы разные есть со своими примочками (международное расширение алфавита).

(Reply to this)


[info]arey
2009-07-17 06:47 am UTC (link)
Нафиг не нужно, только если бабла попилисть. Гемор - неимоверный, дорого немеряно. Аргументация с кодировками высосана из пальца - через 5 лет кроме UTF нифига не будет - все проблемы (даже те "в новом софте") связаны с тем, что было сделано старым.

(Reply to this) (Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-17 06:51 am UTC (link)
Ну че ты набросить то не даешь ей богу а:-)
Ты же айтишник - ты понимаешь важность единых стандартов.
Если бы в мировом масштабе был принят единый алфавит, это существенно упростило бы многие вещи.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]arey
2009-07-17 06:59 am UTC (link)
А ты формулируй лучше :) Ты предлагаешь устроить крупный гемор, что бы не было мелкого временного головняка. А на счет единых стандартов - бери выше тогда - Эсперанто :), UTC, единая валюта

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]paltus_lj
2009-07-17 08:13 am UTC (link)
Да, кстаи про эсперанто я забыл. UTC и единая валюта - о, дивный новый мир:-)))

(Reply to this) (Parent)


[info]laedel
2009-07-17 08:07 am UTC (link)
Мне представляется, что доделать до полностью работоспособного состояния использование юникода везде, где это нужно -- более эргономично, чем приводить весь мир к использованию одного алфавита для всех языков. Я сужу по темпам уменьшения проблем с юникодом в разных программах в GNU/Linux, и эти темпы вызывают у меня сдержанный оптимизм. Этот путь обещает гораздо меньшие проблемы и трудности, чем те, которые повлёк бы перевод всех языков (или, в частности, только русского языка) на латиницу. Совершенствование и отладка компьютерных программ представляется мне путём более простым, прямым, быстрым и менее «геморройным», чем переиздание на латинице огромного объёма литературы, и то обстоятельство, что много литературы вероятно останется не переизданной.

(Reply to this) (Thread)


[info]volodymir_k
2009-07-17 11:53 am UTC (link)
Вот именно. Проблема локализации уже 100 раз решена. Вон в ЖЖ уже лет 5 как проблем с кодировками никто не наблюдал.

(Reply to this) (Parent)

вчера у идеи появились неожиданное продолжение :)!
[info]onezima
2009-08-18 07:43 pm UTC (link)
Генпрокуратура потребовала перевода

Авиаперевозчиков заставят оформлять билеты на русском языке
Давнишний спор прокуратуры и авиаперевозчиков впервые вчера стал публичным. По поручению Генеральной прокуратуры Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела проверку обоснованности оформления авиакомпаниями электронных билетов на внутренние авиарейсы на английском языке и использования латинского алфавита. Как отметили в прокуратуре... Читать далее


Edited at 2009-08-18 07:44 pm UTC

(Reply to this)


(41 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…